Хладон R32: история, свойства, преимущества.
Фреон R32 — новое слово в производстве кондиционеров
История хладагентов началась в 1929 году, когда появился первый кондиционер, работающий на аммиаке. Опасный для человека газ стал тормозом для развития климатического оборудования. Вопрос был решен спустя 2 года, когда химики-органики синтезировали нетоксичный для человека фреон. В дальнейшем класс фреонов пополнился более 4 десятками веществ, имеющих разный состав и свойства. Самым эффективным и дешевым оказался R12. Но впоследствии у него выявили озоноразрушающие свойства, и природоохранные организации начали бороться за прекращение его производства.
Состав и свойства
Хладагент является рабочим телом климатического оборудования и к нему предъявляется ряд требований:
- низкая токсичность;
- пожаробезопасность;
- доступная стоимость;
- высокая эффективность.
Фреоны обладают подобными свойствами и широко используются в производстве климатического оборудования. В их основе лежат 2 газа:
- метан CH4
- этан C2H6.
Именно из этих двух предельных углеводородов получают все фреоны. В основе производства лежат реакции замещения атомов водорода хлором и фтором. Например, известный R-22 имеет формулу CHF2Cl.
Свойства фреонов зависят от числа атомов H, F и Cl. Чем меньше водорода в молекуле хладагента, тем он хуже горит, более стабилен, но вреден для окружающей среды. Чем больше хлора, тем токсичнее и быстрее разрушает озоновый слой.
Существует шкала, по которой оценивается озоноразрушительный потенциал хладонов. Озонобезопасные, такие как R-134а, R-407С и R-410A, имеют потенциал, равный 0, а озоноразрушающие R-10 и R-110, равный 13. Единицей служит озоноразрушительний потенциал самого известного в мире фреона R-12.
Предшественник R32
Проблемы в экологии привели к бурному развитию химии фреонов. Они остались «виновными» в появлении озоновых дыр. В 1987 году вступил в действие Монреальский протокол, который ограничил использование фреонов, в частности R-22, которым были заправлены 9 из 10 кондиционеров в мире. Со временем ему на смену пришел R-410A — более безопасная азеотропная смесь пентафторэтана и дифторметана, в которых нет хлора, и они не вредны для окружающей среды. Долго R-410A устраивал всех: производителей, потребителей и общественность. Но появился прогрессивный аналог в виде высокотехнологичного R-32, который отличался от своего предшественника меньшим (на 67%) потенциалом глобального потепления (GWP).
R32
Формула: CF2H2.
Название: дифторметан, хладон 32.
Группа: фторуглеводороды с неограниченным сроком применения.
В климатической технике R32 используется давно, но лишь в составе смесей. Например, распространенный R410A наполовину состоит из дифторметана.
Хладон 32 является бесцветным горючим нетоксичным газом. По отношению к полимерам и металлам не проявляет агрессивных свойств. На горячих поверхностях и при контакте с огнем может разлагаться и образовывать высокотоксичные продукты. Кипит при ─51,7°C, самовоспламенятся при +50°C.
Наряду со своей экологической безопасностью R-32, имеющий меньшую вязкость и плотность, на 4% повышает производительность кондиционеров и 10% снижает их энергопотребление. Он меньше расходуется при тех же показателях мощности сплит-систем.
Дифторметан более теплопроводный по сравнению с R410A. Это улучшает производство холода. Кроме этого, R-32 — это слабогорючее нетоксичное вещество, которое не может загореться в обычном помещении. Оно детонирует лишь при чрезмерно высокой концентрации.
Вопросы вызывает воспламеняемость R32. Его пламя распространяется достаточно медленно (6,7 см/с). Это значит, что воздух, смешанный с хладоном, загорится, но без взрыва. Этот факт позволяет придерживаться менее строгих правил при работах с фреоном. В силу своих особых характеристик R32 также требует использования других масел.
Хладон R-32 состоит только из одного компонента, поэтому им можно дозаправлять климатическое оборудование вне зависимости от того, сколько его осталось в контуре.
Несмотря на высокую безопасность, с R-32 надо обращаться осторожно. Он тяжелее воздуха и может скапливаться в нижних его слоях, поэтому в полу не должно быть углублений, щелей и трещин. Помещения, в которых проводятся работы с R32, должны хорошо вентилироваться. Перед тем, как начинать паять холодильный контур, необходима проверка на предмет присутствия остатков хладагента.
В экспертной среде фреон R32 признан абсолютно безопасным высокоэффективным хладагентом, улучшающим эффективность сплит-систем. Поэтому многие ведущие производители климатической техники отказываются от R-410A, который еще недавно считался фаворитом и внедряют в производство инновационную разработку. На R32 работают новые модели SENSEI PRO ELEGANT, INVERTER, Mitsubishi Electric, Daikin и других ответственных производителей, которые понимают, что для счастливого будущего человечества необходимы разумные компромиссы.